Что такое инженерные войска в составе армии России?

Инженерные войска

Не многие российские граждане знают, что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в армии России.

Практически каждый слышал такую поговорку «сапер ошибается 1 раз в своей жизни», но мало кто знает, чем эти военнослужащие занимаются на самом деле. Еще меньше российских граждан знают, что саперы входят именно в состав инженерных войск. А некоторые путают это отдельное войсковое формирование со стройбатом. При этом они выполняют абсолютно разные задачи.

История инженерных войск

Люди еще в древности заметили, что даже самые простые полевые укрепления существенно повышают эффективность проведения военных действий. А при передвижении войск часто приходится ремонтировать дороги или прокладывать новые, возводить переправы или мосты через реки, а также разбирать завалы различных сооружений.

В те далекие времена для выполнения инженерно-строительных работ привлекали рабов и рядовых пехотинцев. Несколько позднее для этих целей начали создавать специальные подразделения, личный состав которых предварительно проходил профессиональную подготовку.

Уже в XI веке до н.э. в ассирийском войске были специальные «землекопные» отряды. А наилучшего расцвета военно-инженерное дело в античные времена достигло в Риме и Древней Греции. В состав каждого римского легиона обязательно входили инженеры.

Инженеры римского легиона

Саперы в тот период занимались возведением мостов, сооружали орудия и осадные башни, делали подкопы под стены крепостей и участвовали в их штурме. Подобные задачи лежали на военных инженерах Средневековой Европы. Чаще всего это были вольнонаемные специалисты, поступавшие служить на конкретный период времени.

Военные инженеры средневековья

Приблизительно к концу XVII столетия, когда появилась регулярная армия, начали формировать специальные инженерные подразделения. Французы в подобных изменениях в армии стали первыми. Именно от них в инженерные войска пришло понятие «сапер», которое в переводе с французского означало «подкапывать». А первое саперное подразделение официально появилось в 1672 г. именно во французской армии, позднее уже каждую пехотную роту обязательно входил военный инженер.

Саперы французской армии

В те времена у саперов была необычная форма. Они существенно отличались от простой пехоты ношением окладистой пышной бороды и фартука из кожи (каждый другой солдат обязательно должен был быть гладко выбритым).

Еще одним из существенных отличий французских саперов от остальных солдат было ношение ими знаменитого топора, который использовался одновременно как основной рабочий инструмент инженера и оружие. Именно с тех времен в символике военных саперов большинства стран мира используются «топорики», а не «лопата», которая больше подходит инженерным войскам.

Сапер с топориком

Уже в XVIII веке практически в каждой армии европейских стран появились специализированные инженерные войсковые формирования. При этом солдат, входящих в такие подразделения, везде называли по-разному: пешеходами, понтонерами, минерами, даже пионерами.

Прусские военные инженеры

Французские саперы в 1812 г. фактически спасли армию Наполеона, которая отступала.

Со временем подразделения инженерных войск стали комплектовать лошадьми, что позволило значительно повысить их мобильность. В результате появились конно-пионерные эскадроны, которые расчищали различного рода завалы для прохождения кавалерии, занимались ремонтом дорог и мостов, обустройством переправ через реки.

Инженерные войска России

Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?

Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.

Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.

Воины Московского государства

Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.

Инженерные войска при Петре Первом

При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.

Первый саперный батальон

Именно благодаря инженерным войскам, в состав которых входили в основном достаточно грамотные и образованные люди, в российской армии появилось большинство инноваций.

В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.

Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.

Поезд

Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.

Воздушный шар

В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.

Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).

Авто начала 20 века

Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.

В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.

Инженерные войска Первой мировой

Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.

Инженерные войска во времена ВОВ

В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.

Текущее состояние инженерных войск, задачи подразделений

Инженерные войска в России: с какими целями их создали, что делают данные специалисты в армии? Эти и другие вопросы сегодня интересуют многих российских граждан.

Военнослужащие инженерных войск, которых принято называть саперами, всегда занимают передний край фронта. Они идут в атаку одновременно с бойцами мотострелковых подразделений, а иногда и самыми первыми.

Саперы армии РФ

Современные формирования инженерных войск одними из первых получают новые образцы военной техники, в т.ч. осваивают современные тактики ведения боевых действий. При этом не без их помощи в российской армии стали использовать радиостанции, танки, автомобильную и авиационную технику.

Военное инженерное ведомство занималось самолетами для армии почти до окончания Первой Мировой Войны (ПМВ).

Основные задачи современных российских инженерных войск:

  • Проведение инженерной разведки, обустройство траншей и окопов для солдат, противотанковых рвов;
  • Выполнение подрывных работ, установка мин, разминирование минных полей;
  • Маскировка, имитация военных объектов и подразделений;
  • Возведение переправ через реки;
  • Добыча и очистка воды для питья и приготовления пищи в полевых условиях.

Солдаты инженерных войск

В мирное время подразделения инженерных войск занимаются очисткой государственных территорий от взрывоопасных предметов, принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и прочих спасательных мероприятиях, в т.ч. предупреждают разрушение гидротехнических конструкций и мостов в период ледохода.

Оснащение инженерных войск России

Многие молодые парни, решившие сделать военную карьеру, не только интересуются, чем занимаются современные российские инженерные войска в армии, но и какими техническими средствами они укомплектованы.

Благодаря современным системам вооружения и технике эффективность подразделений инженерных войск значительно возросла. Сегодня на вооружении российских военных саперов стоит много разных видов гусеничной и колесной спецтехники, предназначенной для прокладки автомобильных дорог, возведения временных понтонных переправ в полевых условиях и строительства мостов через водные преграды.

Военные строят мост

Саперные подразделения укомплектованы современным оборудованием и техникой для безопасного выполнения разминирования объектов и территорий. К примеру, на вооружении инженерных войск стоит реактивная установка «Метеорит», роботизированный комплекс «Уран», специальные минные заградители, которые позволяют дистанционно минировать территории.

Уран 9

В автомобильный парк инженерных подразделений входят специальные дорожные технические средства, строительные краны, ремонтные станции на автомобильных шасси, буровое оборудование, экскаваторы, инженерные танки, водоочистные установки и прочая спецтехника для выполнения инженерно-строительных работ.

Машина для дистанционного разминирования

Также обязательно необходимо отметить, что во все времена, сегодня в том числе, в поиске взрывоопасных предметов и взрывных устройств саперам эффективно помогают их четвероногие друзья – специально обученные собаки. Они являются незаменимыми помощниками в этой опасной работе, даже несмотря значительное продвижение современных технологий.

Сапер с собакой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об армии и призыве
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

*

code