Методические рекомендации по ведению воинского учета разрабатывали на основании следующих нормативных документов:
- Конституции РФ;
- ФЗ №61 от 31.05.1996 – об обороне;
- ФЗ №31 от 26.02.1997 – о мобилизации;
- ФЗ №53 от 28.03.1998 – о воинской обязанности и военной службе;
- Постановления Правительства РФ №719 от 27.11.2006 – «Об утверждении Положения о в/у;
- Приказа МО РФ №495 от 18.07.2014.
В Методических рекомендациях описаны ключевые положения учета военнообязанных российских граждан. Скачать полный текст документа можно с нашего сайта по следующей ссылке: загрузить.
Ключевые положения по в/у, утвержденные 11.07. 2017 ГШ ВС России
Методические рекомендации по воинскому учету российских граждан в 2022 году включают следующие разделы:
- Раздел I – «Общие положения»;
- Раздел II – «Основные положения по в/у в организациях»;
- Раздел III – «Обязанности работников, выполняющих в/у в организациях»;
- Раздел IV – «Документы по в/у в организациях»;
- Раздел V – «Ответственность за правонарушения по в/у»;
- Раздел VI – «Стимулирование в/у».
Также к документу прилагаются следующие приложения:
Приложение, № | О чем говорится в приложении |
1 | Порядок выполнения контроля представителями районных военкоматов, военного управления ВС РФ, местными органами власти в/у в организациях (на предприятиях). Показатели, по которым осуществляется оценка ведения в/у, критерии. |
2 | Список ВУС, в т.ч. гражданских профессий, по которым российские женщины подлежат постановке на в/у. |
3 | Обязанности военнообязанных граждан РФ по в/у, мобилизационной подготовке, в т.ч. мобилизации. |
4 | Приказ об организации в/у, бронировании российских граждан, которые находятся в запасе ВС РФ. |
5 | Личная карточка сотрудника организации (работника предприятия) – УФ N Т-2 и Ф по ОКУД 0301002. |
6 | Личная карточка государственного служащего – УФ N Т-2ГС и Ф по ОКУД 0301016. |
7 | Правила оформления, содержания личных карточек военнообязанных граждан, состоящих на военном учете. |
8 | Пометки в паспортах военнообязанных граждан РФ об отношении к воинской обязанности. |
9 | Данные о гражданине РФ, который подлежит в/у, и его поступлении/увольнении с работы из образовательной организации. |
10 | Данные о гражданах РФ, которые состоят на в/у, в т.ч. которые не состоят на в/у, но обязаны состоять. |
11 | Перечень российских граждан мужского пола возрастом 15-16 лет, которые подлежат первичной постановке на в/у в следующем году. |
12 | Порядок осуществления организациями (предприятиями) сверки данных из личных карточек военнообязанных сотрудников (работников) с данными, содержащимися о них в документах в/у районных военкоматов, организаций местного самоуправления. |
13 | Порядок оповещения войсковых комиссариатов трудовыми организациями (предприятиями) о внесении изменений в документах в/у военнообязанных сотрудников (работников): состояния здоровья, семейного положения, уровня образования, региона проживания, должности, структурного подразделения и пр. |
14 | Расписка о приеме документов в/у граждан (Ф №10) |
15 | Именной перечень российских граждан женского пола, которые прошли подготовку по ВУС и установленным гражданским профессиям, требующим постановки на в/у. |
16 | Составы запаса. |
17 | План работы по в/у, бронированию военнообязанных граждан России, которые зачислены в запас ВС РФ. |
18 | Журнал проверок в/у, бронирования российских граждан, которые находятся в запасе ВС РФ. |
19 | Обучение и подготовка специалистов по в/у, бронированию военнообязанных граждан России, которые числятся в запасе ВС. |
20 | Выписка из Кодекса о правонарушениях – ФЗ №195 от 30.12.2001. |
Общие положения документа
Воинский учет российских граждан предусмотрен воинской обязанностью российских граждан. Его ведение обеспечивает государственная система регистрации человеческих ресурсов, подлежащих призыву (мобилизации). Этой системой предусматривается ряд процедур, связанных со сбором, анализом и обобщением данных о качестве и количестве человеческого ресурса, подлежащего призыву (мобилизации).
Учет военнообязанных российских граждан представителями государственных органов власти, юридических организаций (предприятий) – это составляющая мобилизационной подготовки, в т.ч. мобилизации.
Деятельность трудовых организаций (предприятий), связанную с учетом военнообязанных сотрудников (работников) координирует ГШ ВС РФ.
Цели организации в/у
В методических рекомендациях по ведению воинского учета четко прописаны цели организации и выполнения в/у.
Ключевая цель ведения в/у – обеспечение полной качественной комплектации ВС России, военных формирований (организаций) и других силовых ведомств призывными (мобилизационными) человеческими ресурсами, как в мирное, так и военное время, т.е.:
- Обеспечение потребностей ВС России, прочих войск, воинских соединений и организаций, специальных формирований мобилизационными человеческими ресурсами с помощью своевременной приписки (назначения) военнообязанных граждан РФ, которые числятся в запасе ВС РФ;
- Обеспечение потребностей государственных органов власти, прочих организаций в трудовых человеческих ресурсах с помощью бронирования за ними требуемых руководителей, специалистов из числа российских граждан, являющихся сотрудниками (работниками) данных государственных органов власти, организаций, в т.ч. находящихся в запасе ВС России.
Ключевые задачи учета военнообязанных российских граждан
- Обеспечение выполнения военнообязанными гражданами РФ своих воинских обязательств согласно действующему российскому законодательству;
- Оформление необходимой документации на военнообязанных граждан, которые состоят на военном учете в районных военкоматах, государственных органах власти, юридических организациях (предприятиях);
- Анализ человеческих ресурсов, подлежащих призыву (мобилизации), т.е. их количества и профессиональной подготовки для дальнейшего эффективного применения в интересах безопасности государства;
- Выполнение плановой работы, связанной с подготовкой военнообязанных российских граждан, числящихся в запасе ВС РФ, по ВУС, для обеспечения при необходимости мероприятий, связанных с переводом ВС России, в т.ч. других войсковых формирований и силовых структур с мирного времени на военное при выполнении мобилизационных мероприятий, в т.ч. поддержание на необходимом уровне укомплектованности войск человеческими ресурсами.
Ключевые требования учета военнообязанных российских граждан
Методические рекомендации предполагают определенные требования по воинскому учету:
- Одно из ключевых требований учета военнообязанных граждан – беспрерывное обеспечение достоверной полной информацией по количеству человеческих ресурсов, подлежащих призыву (мобилизации), в т.ч. их профессиональных знаний и навыков;
- Уполномоченные представители государственных органов власти, организаций (предприятий) согласно действующему российскому законодательству обязаны обеспечивать исполнение военнообязанными российскими гражданами своих непосредственных обязательств по военному учету;
- В/у военнообязанных граждан РФ проводится районными военкоматами по месту их регистрации (прописки) или пребывания, куда граждане прибыли из региона постоянной регистрации на период более 3-х месяцев;
- В населенных пунктах (поселениях), в которых не предусмотрены местные военкоматы, согласно действующему российскому законодательству постановка российских граждан на учет по месту официального проживания или пребывания от 3 месяцев выполняется представителями местных органов власти;
- Согласно действующему российскому законодательству, в т.ч. Методическим рекомендациям по учету, военнообязанных сотрудников (работников) трудовых организаций (предприятий) на военный учет по месту трудоустройства ставит работодатель либо уполномоченный им сотрудник.
Согласно законодательству РФ ответственность за организацию и правильность ведения учета военнообязанных сотрудников (рабочих) в организации (на предприятии) полностью лежит на руководителе данной организации (предприятия). Специально для этого Министерством обороны России и разработаны методические рекомендации по ведению воинского учета работников трудовых коллективов.
Российские граждане, подлежащие военному учету
Постановке районными военкоматами, местными представителями государственной власти, организациями (предприятиями) на военный учет подлежат такие категории граждан РФ:
- Мужчины призывного возраста, которые не служили срочную службу, в т.ч. не состоят в запасе ВС России;
- Граждане, проходившие службу в армии и после увольнения зачисленные в запас ВС РФ;
- Военнообязанные лица, числящиеся в запасе ВС РФ;
- Выпускники военных учебных учреждений, освоившие программу войсковой подготовки солдат (матросов), сержантов (старшин) запасников;
- Выпускники гражданских высших учебных заведений с военной кафедрой, освоившие программу войсковой подготовки младших офицеров запаса, солдат (матросов), сержантов (старшин) запасников;
- Российские граждане, не проходившие службу по призыву в результате получения законного освобождения;
- Граждане, не проходившие службу в войсках в результате получения законных отсрочек либо в связи с отменой вышестоящей призывной комиссией решения нижестоящей военной комиссии районного военкомата по достижении данными призывниками 27 лет;
- Граждане, не подлежащие призыву на службу в войсках по достижении граничного призывного возраста, т.е. 27 лет;
- Российские граждане, которые не проходили срочную службу без наличия оснований, по решению войсковой комиссии районного комиссариата после достижения призывниками 27-ми лет;
- Граждане, уволившиеся со службы в армии без постановки на военный учет, но в дальнейшем были поставлены на учет в районных военкоматах по месту официальной регистрации (прописки);
- Граждане РФ, которые прошли альтернативную государственную службу;
- Российские граждане женского пола, которые успешно закончили учебные учреждения по ВУС.
Граждане РФ, которые не подлежат в/у
Постановке на военный учет районными военкоматами, представителями местных органов власти, организациями (предприятиями) подлежат следующие лица:
- Российские граждане, проходящие службу в армии либо альтернативную государственную службу;
- Мужчины, освобожденные от исполнения воинского долга на законных основаниях;
- Российские граждане, отбывающие дисциплинарное наказание в местах лишения свободы;
- Российские граждане, которые проживают за границей на ПМЖ;
- Российские женщины, не имеющие образования по ВУС;
- Офицеры запаса ФСБ и внешней разведки Российской Федерации.